Озеро горных духов алтай: Алтай. Тайна озера «Горных духов»

Алтай. Тайна озера «Горных духов»

Озеро горных духов. Горный Алтай

Горный Алтай – место легенд и поверий

Горный Алтай – удивительный и неизведанный район с множеством тайн и легенд.  Он славится своими голубыми озерами, чистейшими реками,  золотыми вершинами гор. Благодаря отдаленности и  труднодоступности,  эти места сохранили свой первозданный вид, чем удивляют  смельчаков, решивших посетить эти края.

Коренные жители Алтая духовно очень тесно связаны с природой.  Умение восхищаться, ценить, беречь то, что вокруг, не меняется с  годами. Они принимают окружающий мир живым и смотрящим.  Живописная природа, не испорченная людьми, воспринимается  местом, где живут духи гор.

Шамбала, это на Алтае?

Именно на Алтае родилась легенда о великой и свободной стране под названием Шамбала. Из уст в уста местные ойроты передавали  сказание о таинственном озере, где поселились злые духи.  Закрытое со всех сторон скалами, прозрачное, неоскверненное  людьми, оно покрыто льдом и туманом. Редкий путник, случайно  оказавшийся там, мог увидеть то, что не позволено смотреть  обыкновенному  человеку.

Легенда озера духов.

Прямо над водой, время от времени появляются таинственные  тени, которые сверкают кровавыми огоньками, двигаясь  из стороны в сторону, словно танцуя. Отблески солнца,  попадая на них, искрятся, добавляя красок. Над поверхностью  качаются сине-голубые тени. На камнях с противоположного берега сверкают яркие огни.  Тени похожи на души людей, которые, то исчезают,  то вновь появляются. Все это напоминает пляски призраков.

Плохо становится случайному путнику, который видел это.  Сумевший добраться до первой юрты, человек задыхается, теряя  здоровье и рассудок. Такая недобрая слава преследовала это место.
Легенда стала популярной благодаря живописи Чороса-Гуркина,  известного алтайского художника. В 1926 году он выставлял свои работы на двух выставках в Москве с горными пейзажами,  где изображена природа в таком виде, как ее понимают алтайцы.  Особенно нравилось изображение «Озера Горных Духов»,  отличавшееся отрешенностью, хрустальной чистотой.

Озеро горных духов. Чорос-Гуркин.

Позднее художник познакомится с писателем, Иваном Ефремовым.  Пораженный рассказом и изображением,  он напишет одноименный роман, а затем решится поехать на Алтай.  Замечательный ученый, геолог, этнограф внимательно  собирает всю информацию и посещает запретное озеро.  А перед войной  приезжают первые исследователи алтайского края.

Разоблачение легенды.

Горы, украшенные зернами красного цвета, которые ойроты  называли «кровью дракона», окажутся киноварью. Она на 86%  состоит из ртути. Подогреваемая яркими лучами ртуть активно  испаряется. Охлажденный конденсат оседает на камнях.  Насыщенный испарениями воздух в солнечных лучах  поблескивает искорками, слегка покачиваясь под порывами ветра.
Неадекватное поведение путников, страхи и болезни объясняются  отравлением парами ртути. Они очень ядовиты. Так была раскрыта тайна озера.

Алтай. Тайна озера «Горных духов»

Привлекательность для туристов.

У туристов это место пользуется большой популярностью. Легенда  только подогревает интерес. До села Акташ – самого крупного населенного пункта, ближайшего к этому месту,  можно доехать на машине, по великолепному Чуйскому тракту.  Затем, по грунтовой дороге поближе к озеру.
Но прекрасные красоты не даются легко. От дороги придется  подняться в гору пешком. Самая тяжелая часть пути пройдет по  курумнику. Это огромные камни, нагроможденные друг на друга,  которые лежат не плотно. Идти по ним приходится осторожно,  чтобы нога не провалилась в щель.

Курумник

Карликовые березки, мох, трава уже радуют путешественников.  Красивый вид откроется не сразу. Еще пару шагов и вот оно!  Изумрудное, окруженное оранжево-красными скалами, с белоснежными ледниками. Сказочное,  таинственное, но реальное высокогорное озеро Горного Алтая.
Вызывающее благоговение и почитание, божественный трепет –  именно те чувства, с которыми древние ойроты относились к  природе.

Читайте самые интересные и полезные публикации о путешествиях по Горному Алтаю, Киргизии и Казахстану. Будем рады вашим комментариям!!!

Поделиться ссылкой:

Озеро горных духов | Клуб путешественников

Озеро горных духов на Алтае не одно. Это безымянное озеро вблизи Акташа, среди гор Курайского хребета кто-то так просто назвал, и это название прижилось среди путешественников.

Озером горных духов называют и озеро Дены-Дерь у горы Кара-Оюк между Катунской и Чуйской балками, оно было прототипом рассказа «Озеро горных духов» знаменитого геолога и писателя Ивана Ефремова . Припысывают это название и озеру Чейбеккель – Мертвому озеру, в котором не живет рыба, возле которого птицы не гнездятся. Да и другие, труднодоступные горные озера так прозывают. Но речь пойдет о высокогорном озере с координатами:
50.32462, 87.78202

Местные ойроты (ойраты) рассказывали, что есть, мол, озеро, на котором живут злые горные духи. Если, по несчастливой своей судьбе, случалось кому выйти на холодные берега, окруженные горными пиками, в родное стойбище возвращался уже не тот человек, что уходил. Горные духи мстили непрошеному гостю, отнимая силу и храбрость, а взамен давая странную немощь. Особенно плохо приходилось тем, кому случалось подсмотреть, как духи пляшут над озером: загорались на скалистых берегах кровавые огни, а над водой извивались гигантские зелено-голубые полупрозрачные тени, снопы лучей пронизывали танцующих призраков, заставляя их сиять ни на что не похожим сумрачным отблеском. И терял рассудок завороженный несчастный, видевший то, чего не должно видеть человеку, и бросался ближе к воде, к огням, к зловеще прекрасным теням. Но, едва он добирался до берега, – все пропадало и наваливалась странная усталость, слабость и боль. Такие, даже, случись им добраться до дому, долго не жили. Умирали от непонятной болезни, «проклятия горных духов». А за озером ширилась дурная слава.

Так передавалась легенда из уст в уста, пока в середине XIX века на Алтай не пришли первые геологи.
В 1842 году состоялась экспедиция Петра Александровича Чихачева с целью исследования богатств Алтая. Позже Петр Александрович, человек из дворянской семьи, всесторонне образованный, описал результаты экспедиции в книге «Путешествие на Восточный Алтай».
В этом-то путешествии, промывая речной песок в поисках золота, экспедиция Чихачева обнаружила красные зерна «крови дракона», как ее поэтически называли в близком Китае – киновари. Обнаруженное было тщательно описано, задокументировано и образцы сохранены.
Как раз в эти места проводники шли особенно неохотно, прокладывая путь странно и утверждая, что так лучше. При расспросах ссылались на горных духов.
Как вы понимаете, читатель, теперь самое время линиям сюжета сойтись в одно целое, дав разгадку ойротской легенды и объяснение – при чем тут киноварь. Дело в том, что последняя – наиболее распространенный ртутный минерал.
А то, что ойроты принимали за последствия тесного нежелательного общения с духами, на самом деле было симптомами отравления ртутью.
В ясные, солнечные дни летучая ртуть испарялась. Воздух, насыщенный ее испарениями, преломляясь в лучах солнца, давал странные оптические эффекты. А кровавые огни на берегах были богатыми выходами киновари, сверкавшими на свету.
Вдыхая пары ртути, содержавшиеся в солнечные дни в воздухе в убийственных количествах, люди отравлялись. И постигавшее их возбуждение было первым симптомом отравления ртутью, Развиваясь далее, оно давало слабость и болезнь, зачастую приводившую к летальному исходу. Именно поэтому хуже всего приходилось тем, кто видел «пляску духов» — они выходили к месторождениям в солнечные дни, когда пары ртути были особенно насыщенными.
Во времена Великой Отечественной войны была начата разработка Акташского рудника, принесшего за 30 лет его деятельности более 30000 тонн ртути. Но этим дело не ограничивается. Ртутная зона имеет протяженность более ста километров, в той же зоне находятся еще более десятка месторождений. Этим объясняется, почему ойроты указывали на несколько разных озер, как на озеро горных духов. Просто испарения ртути действительно возникали в разных местах.

Ну вернемся к нашему озеру. Оно как раз и лежит в ртутной зоне, об этом говорят красные края осыпи ближней горы. Но не бойтесь, ртутного отравления вы не получите, для этого надо провести здесь очень много времени, и не факт что ртутные пары здесь вообще присутствуют. Зато получите несравнимое удовольствие от увиденного.

От Акташа сворачиваем на ту же дорогу, которая ведет к Акташскому ретранслятору или Радиовышке УРС08609. Оттуда открываются отрясающие пейзажи на Северо-Чуйский хребет. Но свернуть нужно раньше подъема на ретранслятор на развилке после рудника и ехать по правой дороге вдоль реки Ярлыамры. Дорога вскоре заканчивается и начинается пешая часть пути по тропе. На первый подъем забираться особенно тяжело, но с него открывается красивый вид на долину Ярлыамры. Здесь тропа кончается, дальше нужно перевалить через огромный курумник.

Эта часть маршрута будет самой тяжелой, дальше подъемы и спуски пойдут уже по мягкому травянистому склону, по которому идти гораздо приятнее, чем карабкаться по камням. Последний длительный подъем по покрытому карликовой березой, густой травой и толстым слоем мха склону. Высота увеличивается до 2500 метров.

И вот оно, наконец покажется! Озеро! Сначала краешек, потом все больше и больше… Цвет! Изумрудный!
Фото с сайта Мои дороги:

«Озеро горных духов» – картина и рассказ, легенда или быль

149 лет тому назад 12 января в селе Улала (сейчас Горно-Алтайск) родился Григорий Иванович Гуркин, представитель рода Чорос. Гуркин окончил Алтайскую миссионерскую школу, посещал иконописную мастерскую в с. Улала, а на жизнь себе зарабатывал преподаванием в Улале, Паспауле. 

В 1896 году Гуркин знакомится с будущим ученым-этнографом Анохиным С.В., который ему и порекомендовал поступать в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Северная столица принимает Гуркина прохладно. В Академии художеств он проваливает вступительные экзамены, но, благодаря своей напористости и целеустремленности, попадает на аудиенцию к вице-президенту Академии И.И. Толстому, который рекомендует ему показать свои работы художнику-пейзажисту И.И. Шишкину. 

В свою очередь, Шишкин, рассмотрев талант самоучки-художника, предлагает ему стать его учеником и работать в мастерской. Там Гуркин несколько месяцев изучает азы не только реалистического искусства, но и детально рассматривает природу во всех ее проявлениях. Вскоре Гуркина принимают в пейзажный класс Академии художеств. После смерти И.И. Шишкина Гуркин приезжает на Алтай по состоянию здоровья, но продолжает учиться и получает стипендию от Академии, периодически возвращаясь в Санкт-Петербург для обучения. 

После революции 1905 г. занятия в Академии художеств прекращаются, а ее закрытие ставит Гуркина в трудное положение, и он уезжает окончательно на родину. Гуркин живет в с. Анос (недалеко от Чемала) в построенном собственными руками доме. С момента переезда на Алтай все его творчество посвящено малой родине. 

Первая выставка художника состоялась в г. Томске в 1906-1907 гг., которая принесла ему известность. В ближайшие годы Гуркин объездил с выставками всю Сибирь и в результате стал признанным классиком сибирской живописи. В 1911 году состоялась его персональная выставка в Барнауле. 

После Октябрьской революции Гуркин был неудачно втянут в политическую жизнь Алтая, в результате чего вынужден был покинуть страну, жить в Монголии, потом перебраться в Туву, где работал учителем русского языка. В 1925 году ему разрешают вернуться на родину, он снова участвует в культурной жизни страны, много выставляется в Сибири. Благодаря Гуркину в начале 1930-х годов в с. Улала была открыта художественная школа, также ему вернули дом в Аносе, отобранный в годы гражданской войны. 

Однако в 1937 году Григория Ивановича обвинили в организации подпольной группы, выступающей против Советской власти и шпионаже в пользу Японии, его расстреляли, а все его работы оказались запрещены для показа зрителю вплоть до 1956 г. Его наследие насчитывает около 5000 произведений. Основой в творчестве Гуркина стали картины «Хан Алтай» и «Озеро Горных духов». Картины существуют в нескольких вариантах, теперь они хранятся в Государственном художественном музее Алтайского края, Красноярском государственном художественном музее им. В.И. Сурикова, Русском музее в Санкт-Петербурге. 

Стоит отметить, что полная биография Гуркина написана барнаульским писателем И.П. Кудиновым в книге «Переворот». А вот картине Гуркина «Озеро горных духов» посвящен целый рассказ известного ученого-палеонтолога, геолога И. Ефремова. Ученый, путешествуя по Алтаю в поисках золота, получил поручение — осмотреть месторождения превосходного асбеста в среднем течении Катуни, близ большого села Чемал, где и случайно знакомится с художником: «Я ожидал увидеть брюзгливого старика и был удивлён, когда на крыльце появился подвижный, суховатый бритый человек с быстрыми и точными движениями. Только всмотревшись в его желтоватое монгольское лицо, я заметил сильную проседь в торчащих ёжиком волосах и жёстких усах. Резкие морщины залегли на запавших щеках, под выступающими скулами, и на выпуклом высоком лбу… 
Мастерская — просторная неоклеенная комната с большими окнами — занимала половину дома. Среди множества эскизов и небольших картин выделялась одна, к которой меня как-то сразу потянуло. По объяснению Чорос-Гуркина, это был его личный вариант «Дены-Дерь» («Озера Горных Духов»), большое полотно которой находится в одном из сибирских музеев». 

Я опишу этот небольшой холст подробнее, так как он имеет важное значение для понимания дальнейшего. Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зелёный покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесённые к небу руки. 

На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми рёбрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьётся шарф розовых облаков. 

Левый край долины — трога — составляет гора в форме правильного конуса, также почти целиком одетая в снежную мантию. Только редкие палевые полосы обозначают скалистые кручи. Гора стоит на широком фундаменте, каменные ступени которого гигантской лестницей спускаются к дальнему концу озера». 

Художник рассказывает ученому легенду Озера и дает ему под запись подробное описание пути: «Место это в Катунском хребте, на его восточном конце. Это глубокое ущелье между Чуйскими и Катунскими белками. Километрах в сорока вверх по Аргуту от его устья, справа по течению, выходит речка Юнеур. Это место приметно потому, что Аргут даёт здесь кривун и устье Юнеур, а выходит в широкое плоское место. От устья его пойдёте вверх по Аргуту левым берегом, считайте так — километров шесть, и здесь, справа по ходу, окажется небольшой ключ или речка, если хотите. Речка-то небольшая, а долина очень широкая и глубоко уходит в Катунский хребет. По этой долине вам и ехать. Место сухое, лиственницы большие, раскидистые. Уже подниметесь высоко, когда встретите большой крутой порог, с него водопад маленький, и тут долина повернёт вправо. Дно долины будет совсем плоское, широкое, и на нём — цепью — пять озёр, одно от другого где с полверсты, где с версту. Последнее, пятое озеро, откуда дальше нет ходу, и будет Дены-Дерь. Вот и всё. Только смотрите не ошибитесь ущельями, а то там и долин, и озёр много… Да, вот вспомнил, хорошая примета! В устье ключа, куда повернёте с Аргута, будет небольшое болотце; на краю его, налево, стояла огромная сухая лиственница без сучьев, с двойной вершиной, как чёртовы вилы. Если ещё уцелела, по ней узнаете». 

Уже после смерти Чорос-Гуркина (как обещал художник) Ефремов получает в дар этюд «Озеро горных духов» именно в тот момент, когда работает дома над поиском месторождения ртути в Средней Азии. 

Рассматривая ртутную руду, он непроизвольно сравнивает ее физические и химические свойства с цветами (пигментами красок) на картине, а так же припоминает рассказ о самочувствии художника в момент его нахождения на озере при создании картины и совершенно неожиданно для себя делает открытие нового месторождения — озера ртути на Алтае… 

Правда ли, что месторождение ртути было найдено на Алтае или в каком-то другом месте в Сибири, споры не стихают до сих пор, но факты остается фактами: картины находятся в государственных музеях г. Барнаула, Томска, Красноярска, Санкт-Петербурга, а произведения И. Ефремова хоть и имеют художественный вымысел, но построены на новой для страны науки — тафономии, благодаря, которой И.Ефремов предсказал открытие месторождения алмазов в СССР. Но это уже другая история. 

Источник: рассказ «Озеро горных духов» И.Ефремов, 1942-1943 гг.

Алтай многоликий. XII. Озеро Горных Духов.

17.07.18

Начало радиалки – 8:42, высота 1979 м.
Разворот в радиалке – 10:58-12:03, высота 2504 м.
Конец радиалки – 14:21, высота 1979 м.
Пройдено за день – 12,8 км.

Озеро Горных Духов.

Спутниковый снимок маршрута 17 июля. Зелёная линия – мой путь в радиалке. Большой красный кружок – место ночёвок в горном приюте «Ак-кем». Маленький красный кружок – место обеда на берегу озера Горных Духов.

Карта маршрута 17 июля. Зелёная линия – мой путь в радиалке. Большой красный кружок – место ночёвок в горном приюте «Ак-кем». Маленький красный кружок – место обеда на берегу озера Горных Духов.

Утром пошёл умываться на Аккем и обнаружил, что Белуха открылась. Пока бегал за фотоаппаратом, облака в очередной раз сомкнулись.

Белуха спряталась за облаками.

Но в целом погода ужасов не обещала, и я собрался в радиалку на озеро Горных Духов. Начальная часть пути пролегала по знакомым по 2013 году местам: метеостанция, озеро Аккем, бочки МЧС, часовня. Хотя были и изменения: пограничники построили себе новый дом и установили плакат о приближении к 5-километровой пограничной зоне.

Долина Ярлу и перевал Ярлу-Боч.

Озеро Аккемское.

Предупреждающий плакат о приближении к пятикилометровой пограничной полосе.

Крест на камне.

Часовня и Аккемская стена.

Аккем вытекает из ледникового тоннеля.

От часовни я свернул в долину Кароюка, и начался достаточной крутой подъём вверх. Сама река была скрыта каменной осыпью, вдоль которой и поднималась тропа. Вот эта тропа и удивила меня своей необычностью: я регулярно сбивался с неё. Сначала я не мог понять, в чём дело: за годы походов я научился неплохо предугадывать, куда продолжается потерявшаяся на время тропа. Это сильно помогало мне при следовании вдоль Карагема, к примеру. Здесь же тропа была неплохо натоптанной, терялась, в основном, в камнях, после чего продолжалась в совершенно неожиданном месте. Минут через 10 после её регулярных потерь, я наконец-то разобрался в принципе её прокладки. Она шла не в стратегически нужном направлении, а тактически обходя более крутые участки, делая путь по ней более простым, пологим, пусть и более длинным. Сказалось, что здесь не ходят длинными маршрутами, всё больше налегке. Свою роль могло сыграть и то, что до Аккем добирается много не очень походных людей (конными турами, к примеру), и они даже на не очень крутых подъёмах начинают закладывать ненужные серпантины, так как подниматься напрямую им тяжело. Стоило мне разобраться в логике этой тропы, как я перестал её терять.

За крутым подъёмом на несколько сот метров была небольшая западина, за которой Караоюк и утекал в осыпь. Но и посредине западины были места, где вода красиво вырывалась из-под камней.

Западина выше основного подъёма.

Караоюк вытекает из камней.

Вид на западину с финального подъёма.

Ещё один небольшой подъём – и вот оно, озеро Горных Духов. Ещё, когда я планировал эту радиалку, у меня было подозрение, что самое красивое в данном озере – название. Так оно и оказалось. Нет, я не скажу, что там убого, но многие озёра в этом походе были заметно красивее, нежели данное. Основное его достоинство – доступность для массового туризма.

Озеро Горных Духов.

Посидев на берегу с 10:58 до 12:03, я засобирался назад.

Конечная морена в долине Караоюка.

Разливы Аккема у часовни.

Край Аккемского озера.

Облака укрывают горы.

Коврик в часовне.

Мостик через Аккем.

Мостик через Акоюк.

Спустившись в долину Аккема, я увидел, что в его низовьях поливает дождь, и мрачная туча постепенно продвигается вверх по долине. Мы устремились навстречу друг другу, но туча оказалась быстрее: сильнейшим дождём меня накрыло минут за 15 до возвращения в горный приют.

Уже по проливному дождю подошли новые постояльцы. Среди них был интересный американец Стивен из Портленда, штат Орегон. Я поинтересовался у него, почему он поехал на Алтай, а не в Гималаи, на что получил ответ, что там он уже был, познакомился с кем-то из России, и новый друг сказал ему, что тот просто обязан побывать на Алтае. Стивен оказался необычным человеком: много лет работал адвокатом, хорошо зарабатывал, а потом забросил всё это и занялся преподаванием в различных небогатых странах. К примеру, год он проработал в Бутане. Набор предметов, которым он обучает, разнообразен: история, экономика, право, музыка (пианино и виолончель).

Стивен на мансарде.

Мой спальный уголок.

Мокрый лес.

Дело шло к вечеру, а Александр и Ирина (сахалинцы) никак не возвращались. Они собирались сходить на то же озеро Горных Духов, вышли позже меня, но на обратном пути я их не встретил. Появились они лишь под вечер, в 20:30. Рассказали, что не заметили перед часовней сворот налево, ушли вверх по леднику, а по пути назад свернули напрямую вверх по осыпи, вследствие чего на подъём по мокрым камням у них ушло свыше двух часов.

Содержание

Озеро Горных Духов — в походе к подножию Белухи

 

  В солнечную погоду озеро особенно поражает чистотой своей воды. Когда нет ветра, кажется, будто это не вода, а марево над камнями, лежащими на дне. Вода почти невидима. Когда поднимается ветерок, то она «появляется» — на озере возникает бирюзо-серебристая рябь. Высоко на склоне находится водопад, который питает озеро. Дены-Дерь (алтайское название озера) считается настолько священным для местных жителей, что они предпочитают не ходить сюда без особой надобности. Туристы, побывавшие в этом месте, отмечают небывалую тишину, которая царит здесь, нарушаемая лишь шумом водопада. Какая-то странная аура и сильнейшая энергетика этого места заставляют всех замолчать. С трудом верится, что было время, когда мало кто хотел навещать эти красивые места, лишь редкие смельчаки рисковали до него добраться. Об озере ходили такие слухи: будто парит над его поверхностью серое облако, похожее на гриб, а из тумана возникают загадочные фигуры, похожие на сказочных джинов.

  Может быть эффект размытости границы между воздухом и водой, а так же ощущение волшебства, зачарованности, возникающие, когда долго смотришь на воду, и вызвали легенды об озере, как о пристанище горных духов. Одну из таких легенд пересказал писателю-фантасту Ивану Ефремову алтайский художник Г.И. Чорос-Гуркин.

  «Красота озера издавна привлекала к себе людей. Озеро искали годами, но найти не могли. Старики говорили: души злых людей, причинявших при жизни страдания, уносились далеко в горы в какое-то озеро. Тот, кто это озеро найдет, может победить духов, но если долго будет искать, может опоздать и погибнет сам. На поиски озера отправился самый сильный и красивый юноша Тарын. Наконец, нашел он это озеро.

  Место это в Катунском хребте, на его восточном конце. Это глубокое ущелье между Чуйским и Катунским белками. Километрах в сорока вверх по Аргуту от его устья. Справа по течению выходит речка Юнеур. Это место приметно, потому что Аргут дает здесь кривун и устье Юнеура выходит в широкое плоское место. От устья Юнеура юноша пошел вверх по Аргуту левым берегом, где-то пять-шесть километров.

  Справа по ходу оказалась маленькая речка – ключ. Речка эта маленькая, а долина широкая и глубокая, уходит она в Катунский хребет. По этой долине Тарын и пошел. Место сухое. Лиственницы большие, раскидистые. Когда он поднялся уже высоко, увидел большой, крутой порог, а с него водопад маленький, и в этом месте долина сворачивает вправо. На дне долины, плоском и широком, Тарын увидел несколько озер. Их было пять, они лежали цепью: одно за другим. Меж ними расстояние: где с полверсты, где с версту.

  Все пять озер были красоты неземной, но последнее, пятое, как магнитом тянуло к себе юношу. Тарын подошел к нему. На противоположном берегу прямо в озеро обрывались кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетовых и палевых оттенков. Горы гигантской лестницей спускались прямо в озеро. От воды веяло какой-то отрешенностью и холодом.

  Тарын напряженно всматривался в озеро. У подножия горы поднималось зеленоватое облако, излучавшее слабый свет. А в тех местах, где из-за белых вершин хребта проникали лучи солнца, над водой, над камнями на берегу вставали длинные, похожие на людей, сине-зеленые тени, принимавшие зловещий вид.

  У Тарына задрожали руки, подогнулись колени, а сине-зеленые громадные человеческие фигуры то стояли на месте, то быстро передвигались и таяли в воздухе. С чувством гнетущего страха смотрел на небывалое зрелище юноша. Вдруг он почувствовал прилив сил. Схватив меч, ринулся в воду, стараясь ударить им призраков. И неожиданно ощутил страшную слабость. Словно окружавшие озеро снеговые пики надавили ему на голову чудовищной силой. В его глазах началась жуткая пляска световых лучей. Но Тарына неудержимо тянуло к горе на противоположный берег, где ему мерещились сотни злых духов. Все-таки, задыхаясь, юноша добрался до той горы. Но как только он сделал это, все исчезло. С угнетенной душой, мрачный, едва передвигая ноги, Тарын отправился в стойбище, прочь от этого рокового места.

  Сильного юношу смерть настигла у самой ближайшей юрты. Много еще охотников пытались повторить его путь к страшному озеру. Но обязательно потом или кто-то из них долго болел, невероятно мучаясь от удушья, а кто-то навсегда терял былую силу и храбрость. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь, и люди почти перестали бывать на нем.

  Там нет ни зверья, ни птицы, а на левом берегу, где собираются духи, не растет даже трава-подруга.»

  Маршрут к Озеру Горных Духов по продолжительности занимает около четырех часов, если идти со стоянок на Аккемском озере. Отдельной тропы к озеру нет, необходимо выйти на морену Аккемского ледника и перейти Аккем по мостику, затем, придерживаясь тропы, которая уходит под склон, нужно как можно дальше уйти от русла реки.

  Подъем к Озеру Горных Духов начинается чуть дальше от Часовни Архангела Михаила. Время подъема — около 40 минут. Слева от часовни бежит ручей Кара-Оюк, который берет начало в Озере горных духов. Ручей надо перейти по камням и следовать вверх по тропе. Тропа идет между россыпи камней. По краям тропы растет карликовая береза, можжевельник. В камнях пищат мышки пищухи-сеноставки. Преодолев подъем на первую ступеньку, видим под ногами долину ручья Кара-Оюк. Спускаемся в долину. Прозрачная вода ручья обтекает камни, похожие на геометрические фигуры — треугольники, пирамиды. Перейдя ручей у заметного сколотого большого камня, который лежит в середине русла, надо следовать тропе, поднимающейся по левому берегу ручья. Тропа приводит к морене, преодолеть которую придется по большим камням. От водопада снова подъем и вот, наконец то, долина озера Горных духов!

 

Озеро Горных духов — Алтай Туристский. Туристический портал

Подробности

Горных духов (Дены-Дерь) — высокогорное озеро на северо-западе от вершины Кара-Оюк, образовалось в результате стока одноимённого ледника на Катунском хребте.

Туристский район: Район Белухи

Описание

Озеро имеет овальную форму. Расположено на высоте 2500 метров над уровнем моря. Наибольшая длина 320 метров. Ширина — 110-120 метров. С югу на террасе на высоте 2710 м находится ещё одно небольшое озеро 140х50 метров, вида подошвы. Питается от ледника, на притоке которого расположен водопад каскадного типа.

Растительность вокруг озера бедная, ограничена только травами в летнее время. На берегах нет удобных мест для стоянок, так как они завалены крупными камнями.

Располагается чуть к юго-востоку от часовни архангела Михаила или ручья Кара-Оюк, правого притока Аккема. Перепад высоты порядка 60 градусов.

Вода бирюзово-зеленая, а поскольку озеро ледникового происхождения и высокогорное, то очень холодная.

Об истории и названии

Как таковое название появилось совсем недавно. К алтайским легендам никакого отношения не имеет и особой сакральности в нём нет. Оно упомянуто в путешествиях Сапожникова Василия Васильевича безо всяких комментариев и названий. Просто как одно из озёр моренного типа. Но поскольку туристам надо каждому озеру придать какое-то притяжение, вес, то, видимо, какой-то читатель Е.А. Ефремова узнал, что есть-де в этом районе озеро Горных духов. Особо не заморачиваясь, даже не пытаясь соотнести его географически с рассказом Ефремова, этому озеру с лёгкой руки присвоили имя. Ну а всё, что следовало потом — плоды ретивой фантазии различных людей. Имеется ввиду легенды и особое влияние озера на вновь приходящих.

Заметим, что, следуя рассказу И.А. Ефремова, озеро Горных духов расположено на Куркуре, притоке Иедыгема, порядка 15 км в юго-восточном направлении и является пятым озером, как по рассказу. Но… опять же это плод художественного вымысла великого учёного и писателя-фантаста. Надо отличать вымысел от реальности.

Е.Гаврилов, 10 декабря 2015 года. Ссылка на сайт обязательна!

Озеро горных духов — необычные истории из истории — LiveJournal

 

В начале прошлого века в урочище Акташ на Горном  Алтае
при  невыясненных  обстоятельствах  скончался  молодой  русский  художник.
Бредовая,  бессвязная  речь,  судороги,  эпилептические  припадки  -   вот
симптомы болезни, предшествовавшие  смерти.  Полость  рта  покойного  была
странного  медно-красного  цвета...  Оставшиеся  после  смерти   художника
картины наводили на мысль о тяжелом психическом заболевании их  создателя.
Мнение горцев, местных  жителей,  было  единодушным:  покойник  побывал  в
запретном для смертных месте - на озере Горных  духов.  И  духи  отомстили
смельчаку.
     Спустя сто лет, эти края посетил замечательный  геолог,  палеонтолог,
этнограф и писатель Иван Ефремов. Он узнал о смерти художника и  о  духах,
силах зла, охраняющих озеро. Молодой тогда еще писатель внимательно изучил
все эти  сообщения,  собственно,  уже  легенды  минувшего  века,  а  затем
предпринял поход в запретный район. В скором времени  Ефремов  опубликовал
небольшой рассказ об этом озере и трагически погибшем  художнике.  Рассказ
вышел в сборнике, посвященном приключениям и фантастике, и потому  не  был
серьезно воспринят специалистами. А  зря.  В  районе  Акташской  котловины
наблюдаются мощные термальные явления, а сами скалы  состоят  из  минерала
киноварь. В киновари, минерале пугающе-красного цвета, содержится  до  86%

 

ртути. Подогpеваемая летним солнцем  свеpху,  гоpячими  источниками  снизу
киноваpь начинает отдавать  pтуть  в  виде  паpов  (в  химии  это  явление
называется возгонкой). Затем пары ртути конденсируются и  оседают  пятнами
тяжелого серебряно-свинцового цвета. Скопление этих пятен и  принимали  за
таинственное озеро Горных духов. Все остальное -  отравляющее  воздействие
паров ртути на организм человека.

Валерий Митюшёв. Записки обыкновенного человека

В Ойрот-Туре не было художественной школы, но с ним индивидуально занимался директор местного музея — художник, который был учеником знаменитого (в узких кругах тогда) ойротского алтайского художника Чорос-Гуркина.

Чорос-Гуркин в свое время был последним учеником нашего великого Шишкина. Чорос-Гуркин был достаточно известным в России художником. Его персональные выставки проводились в Барнауле, Томске и некоторых других сибирских городах. Но в 38-м году он таинственным образом исчез. Его не посадили, его ни в чем не обвинили. Он куда-то поехал, не доехал и не вернулся. И тайна его гибели, по-моему, до сих пор не раскрыта. Но когда он исчез, его картины в Ойрот-Туре на всякий случай из его дома и из музея убрали в запасник. И его имя никак не афишировались. И вот однажды мне Будик сказал, что его учитель хотел показать ему картины Чороса и разрешил взять с собой меня. Мы отправились в запасники музея, где я увидел в первый и, наверное, в последний раз картины Чорос-Гуркина.

Когда, много лет спустя, я в Москве увидел картины Рериха, я про себя воскликнул: «Я это уже видел!» Это была та же манера живописи, те же необыкновенные горные пейзажи. Надо сказать, что сейчас художественный музей в Горно-Алтайске носит имя Чороса-Гуркина. Года два назад проходила его выставка в Третьяковской галерее. Жалею, что я тогда уже не мог этого увидеть.

 

Время: 1941-1943
Место: Ойротия, Горно-Алтайск

 

 

Художник Чоросов в рассказе Ивана Антоновича Ефремова

 

«Озеро горных духов» — это алтайский художник Григорий Чорос-Гуркин, с которым Ефремов мог познакомиться во время своего путешествия по Алтаю в 1930-е годы. Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода Чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в Петербургскую Академию художеств. Правда, преподаватели академии не сразу разглядели его способности, но талант алтайца увидел великий русский художник Шишкин, который стал его учителем.

А родился Гуркин в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А.В.Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи.

Впоследствии, в Академии И.И. Шишкин и А.А. Киселёв открыли его истинное призвание — пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину Г.И. Гуркин встаёт на собственный путь. В 1903 году художник возвращается на Алтай, остаётся в селе Анос, работает учителем, женится на русской женщине

Жителям Алтая свойственна духовная связь с Природой. Они считают, что всё пространство среднего мира заселено духами, с которыми необходимо сотрудничать. Алтайской духовной культурой является множество вполне здравых верований об отношениях людей к природе и людей между собой. Но издавна были и шаманы, своими корыстными устремлениями портившие древнюю практику целительства. В начале 20-го века шаманизм на Алтае начинает вытесняться бурханизмом — «белой верой», отказывающейся от почитания темных духов и усиливающей почитание светлых божеств.

Началось всё со сбывшегося пророчества — явления трех старцев (Белого Бурхана, Желтого Бурхана и Синего Бурхана Ойрот-хана) девочке Чугул из рода Чагандык в год дракона. Ойрот-хан это историческое лицо, Амурсана, вождь ойротов в последние годы Джунгарии, умерший в Тобольске. Он обещал вернуться через 12 поколений, когда люди всего мира будут драться, а Алтай станет благоденствовать. Больше Бурханы не приезжали, но девочка вещала от их имени. Были введены обычаи почитания только небесных богов, солнца и луны. Бурханисты с симпатией относились к буддизму и поддерживали связи с монгольскими ламами. По поверью, сам Будда Гаутама когда-то посетил Алтай. «Далеко уходит Будда, в тайники гор. Предание доводит смелого искателя до Алтая. И сказание о Белом Бурхане сохраняется на Алтае во всей жизненности», — писал Н.К. Рерих, исследователь Гималаев, Алтая, Монголии и Тибета. Изучив пророчества Центральной Азии, Рерих увидел их общность с алтайскими. Также на Алтае существует легенда о Беловодье. Беловодье — легендарная страна великих праведников, страна свободы, Шамбала. Именно в поисках её пришли на Алтай старообрядцы.

Самое заповедное место Алтая — заповедник «Катунский» в районе Белухи, высочайшей вершины Сибири. Алтайцы именуют Белуху Сумер-Улом (священная гора) или Уч-Сумер (трехвершинная). Сумер происходит от индийского Сумеру, или Меру, — имени центральной горы высшего Мира, которую алтайцы называют Ак-Сумер. В дневнике Николая Константиновича Рериха «Алтай — Гималаи» читаем:

«Куёт кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах». …Сиверные горы — Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь — Сумеру. Всё тот же центр от четырех океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру.

Много раз писал Григорий Гуркин пейзажи Белухи, алтайских озёр и долин, предпринимая для этого часто длительные переходы. Длинный ряд работ вёл художника к широко известной и почитаемой в Сибири картине «Озеро горных духов». Образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком, то место, где могут обитать духи гор, привлекало художника. Он по-своему сумел выразить особую духовность этого места. Григорий Гуркин записал в каталоге выставки 1910 года:

Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию алтайцев, таковыми могут быть только алтайские озера, окруженные высокими скалами с вечным спутником — снегом, льдом и туманами.

Иван Антонович Ефремов пишет в рассказе о том, что в мастерской художника его героя сразу привлекла именно эта картина:

Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми краскам. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зеленый покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесенные к небу руки. На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьется шарф розовых облаков…

…От всей картины веяло той отрешенностью и холодной, сверкающей чистотой, которая покорила меня в пути по Катунскому хребту.

Художнику удалось создать сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая, величавая природа которого способна внушать благоговение, с которым издавна относились к ней алтайцы.

 

Период жизни и творчества Григория Чорос-Гуркина с 1917 по 1937 год связан с событиями революции, гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создается государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа) и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговаривают возглавить её. В апреле 1919 года Гуркина арестовывают колчаковцы «за сепаратизм и измену Родине». Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли «практических действий»), художник уезжает в Монголию, а в 1920 году перебирается в Туву.В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Устраиваются две выставки в Новосибирске, а в 1926 году в Москве.

Творческий путь художника в 20-30-е годы связан с социалистической новью Алтая. В это время он создает рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос. И продолжает писать картины. В его полотнах — гармоничность мироздания.

В 1937 году Григорий Чорос-Гуркин был арестован с обвинением по ст. 58 п.4-11 УК РСФСР. 11 октября 1937 года он был расстрелян. Посмертно реабилитирован в марте 1956 года.

Иван Ефремов к моему глубочайшему сожалению умер. И я не думаю что мне представился бы случай его расспросить подробнее о смерти художника в урочище Акташ . ?  Где именно нашли этого художника? И что было изображено на его картинах?  И почему в  некий господин Валерий Митюшёв в своих «Записках обыкновенного человека» упоминая Гурского пишет о его исчезновении..хотя везде официально сообщается о его расстреле? Что это? Очередная мистификация? Огромная просьба всем кто что нибудь знает об этой «темной » истории..напишите мне.

Озеро Горных Духов. Алтай. Сибирь. Россия. Лето Stock Image

Похожие изображения

Горное бирюзовое озеро. Горные духи озеро Горный Алтай, Россия

Горное озеро Киделу. горный Алтай

Замки горных духов — это скалы в тумане, расположенные в окрестностях Каракольских озер. Алтайский край.

Озеро горных духов, природный парк Ергаки, Сибирь, Россия.

Валуны на берегу озера Аллатуна, государственный парк Ред-Топ-Маунтин, Джорджия, США

Отражения озера и гор

Национальный парк Лили-Лейк-Роки-Маунтин Колорадо Трейл

Саммит Lake Mountain

Пейзаж закат Вид на озеро Морейн и горный хребет

Озеро Аллатуна в государственном парке Ред-Топ-Маунтин

Озеро с ледяной водой со скалами

Озеро среди горного леса

Озеро с горным лесом, Лаго ди Карецца

Голубиное озеро.Колыбельная гора. Тасмания. Австралия.

.

Озеро горных духов. Изображение сосны, панорама

Похожие изображения

Озеро горных духов, природный парк Ергаки, Сибирь, Россия.

Lake Mountain Spirits, Горный Алтай, Россия

На озере горных духов. Ергаки, Россия

Озеро горных духов.Алтай. Сибирь. Россия. Лето

Горное бирюзовое озеро. Горные духи озеро Горный Алтай, Россия

Озеро горных духов

Горное озеро

Як у ледникового озера на горе Манаслу в Непале

Отражение горных вершин в озере в Саянах

A Lake Roberts View, Национальный лес Хила

Поклонение духам озера Байкал Мыс Бурхан

Горное озеро Киделу.горный Алтай

Западное побережье Байкала. Долина каменных духов в Тажеранской степи. видеозапись с дрона

Озеро Минневанка — самое большое озеро в национальном парке Банф, Альберта, Канада.

.

Озеро Горных Духов Стоковое Изображение

Похожие изображения

Озеро горных духов, природный парк Ергаки, Сибирь, Россия.

Lake Mountain Spirits, Горный Алтай, Россия

На озере горных духов. Ергаки, Россия

Озеро горных духов. Алтай.Сибирь. Россия. Лето

Горное бирюзовое озеро. Горные духи озеро Горный Алтай, Россия

Горное озеро

Як у ледникового озера на горе Манаслу в Непале

Отражение горных вершин в озере в Саянах

A Lake Roberts View, Национальный лес Хила

Озеро горных духов

Поклонение духам озера Байкал Мыс Бурхан

Горное озеро Киделу.горный Алтай

Западное побережье Байкала. Долина каменных духов в Тажеранской степи. видеозапись с дрона

Каменные пирамиды для духов на острове Ольхон. Зимний пейзаж озера Байкал

.

Сток фото Горного Алтая. Образ лета, свежести

Похожие изображения

Горный Алтай

Озера плато Укок, горный Алтай

Голубое гейзерное озеро в окружении лесов на Горном Алтае, Россия

Красивое озеро в горах Алтая, Сибирь, Россия.Дикие горное озеро на фоне заснеженных вершин. Летний пейзаж

Горный водопад среди скал. Горы Алтая, Сибирь, Россия

Закат в горах. Отражение красного солнца на горных снежных вершинах и облаках. Алтай, Белухинский район

Горный Алтай, РОССИЯ

Шоссе среди снежной горы, Белокуриха, Алтай, Россия

Озеро Ала-Аскир в долине Ешту.Горный Алтайский пейзаж

Панарамический вид на гору Белуха, Алтай

Гора Белуха 4506м, Алтай, Россия

Живописный Горный Алтай: Тавдинские пещеры

Горные вершины и лиственничный лес

Вид на горы Алтай Актру

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о